+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

История льготного пенсионного обеспечения

Содержание

История льготного пенсионного обеспечения

История льготного пенсионного обеспечения

Круг лиц, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению, в основном определен Списками соответствующих работ (профессий и должностей), утвержденных Кабинетом Министров СССР и Правительством Российской Федерации.

Наибольшее количество получателей льготных пенсий (примерно около 80 %) содержится в Списках N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, которые в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 на территории Российской Федерации применяются в полном объеме с дополнениями и изменениями.

ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ, ИНФОРМАЦИЯ

Однако уже через год вышло «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 1918.

В нем был намечен переход от принципов социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, хотя среди источников средств на социальное обеспечение были названы работодатели, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход объяснялся экономическими условиями «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.

История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России

Ключевые слова: системапенсионногообеспечения, пенсионная реформа, пенсия, негосударственное пенсионноеобеспечение, государственная пенсия, негосударственная пенсия, обязательное пенсионное страхование.

История развития пенсионного обеспечения в России

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Льготные основания пенсионного обеспечения по старости». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Льготные основания пенсионного обеспечения по старости».

Льготные основания пенсионного обеспечения по старости

Аналогичные условия приобретения льгот установлены в статье 36 Закона Республики Польша «О пенсиях и пособиях из Фонда социального страхования» для шахтеров, где к периодам, прирав­ненным к работе в шахте, отнесены периоды работы на должнос­тях, требующих квалификации инженера или техника, в администра­циях шахт, на выборных должностях в органах профессиональных союзов, государственной и местной администрации 445 .

Итак, гражданам, достигшим преклонного возраста или имеющим иные основания на получение пенсии, предоставляется ряд мер социальной поддержки. Пенсионерам по старости положены следующие льготы: Право на улучшение жилищных условий при необходимости. Право на оплату услуг ЖКХ в размере половины их стоимости.

Возмещение расходов по капремонту после 70 лет (возраст пенсионера) величиной 50%, после 80 – 100%. Набор определенных социальных услуг или выплата за нее денежной компенсации. Бесплатное и льготное медицинское обслуживание. Предоставление санаторно-курортных путевок. Освобождение от некоторых налогов и использование вычета при исчислении суммы НДФЛ.

Дополнительный неоплачиваемый трудовой отпуск, если пенсионер продолжает трудиться. Льготный отпуск медикаментов в оптово-розничной аптечной сети при предъявлении пенсионного удостоверения и рецепта от лечащего врача.

Для получения пенсионного пособия существуют несколько оснований: преклонный возраст претендента, его физическая ограниченность и (или) неспособность самостоятельно себя обеспечить, а также обладание определенными заслугами перед государством. Лица, соответствующие перечисленным условиям, оформляют пособие в пенсионном фонде (ПФР).

Размер довольствия различен в зависимости от типа денежного обеспечения (по старости, инвалиду 2 группы) и различных показателей (трудовой стаж, вредность условий труда). Ввиду недостаточности материального обеспечения пенсионеров, государство обеспечивает нуждающихся определенным социальным пакетом.

В его перечне: — уступки в различных сферах (налоговые, социальные); — ежемесячное материальное довольствие; — преимущественное право на ряд действий и услуг. Льготы пенсионерам предоставляются на федеральном и региональном уровнях. Перечень государственных уступок регламентирован федеральными законами и постановлениями правительства.

Список региональных льгот закреплен в законодательных актах субъектов Федерации. Льготами обеспечиваются пенсионеры, чей доход признан недостаточным, инвалиды и военнослужащие, ушедшие на заслуженный отдых по выслуге лет или по иным допустимым основаниям.

Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие. Пенсионеры, оформившие пособие в ПФР, имеют право на получение тех или иных льгот и уступок.

При этом больше привилегий у военных пенсионеров и у пожилых лиц после 80 лет. В целом перечень льгот для пенсионеров не слишком большой, а общая сумма дополнительных выплат достаточно низкая.

На основании изложенного в данной работе, можно сделать вывод, что льготы по системе пенсионного обеспечения несут в себе важнейшую социальную функцию, предоставляя всем гражданам равные условия жизнеобеспечения. От характера и объема льгот зависит качество права.

Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ. Наша социальная система имеет большое количество неурегулированных вопросов и явных несоответствий прав граждан и действительности их осуществления.

Граждане, как правило, получив денежный эквивалент льгот, расходуют его на свои жизненные потребности, не накапливая средства, например на будущую покупку путевки в санаторий или покупку дорогого лекарства, которое может совершенно внезапно понадобится для амбулаторного лечения. Здесь является необходимым принятие единого закона «О государственных социальных льготах». Данный закон призван свести воедино правовые нормы о социальных льготах, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимосвязь и системность в их применении. Делая выводы, хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области обеспечения граждан, является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства. Таким образом, поставленные цели и задачи выполнены.

Источник: https://ladyjurnal.ru/migratsionnoe-pravo/istoriya-lgotnogo-pensionnogo-obespecheniya

Льготное пенсионное обеспечение

История льготного пенсионного обеспечения

После повышения возраста ухода на пенсию особенно актуальным стал вопрос, имеют ли право раньше срока выходить на заслуженный отдых граждане-льготники. Законодательно установлен список должностей и профессий досрочной пенсии.

В него входят:

  • медики;
  • учителя;
  • пожарные;
  • дезинфекторы;
  • сотрудники МВД, ЖД;
  • строители, электрогазосварщики и другие.

Так что же такое льготное пенсионное обеспечение и каковы условия его оформления.

Страховое обеспечение

На получение страховой пенсии по старости могут рассчитывать граждане РФ при соблюдении следующих условий:

  • достигнут возраст: 60 (для женщин) и 65 лет (для мужчин);
  • накоплено 30 пенсионных баллов;
  • общий стаж составляет больше 15 лет.

Данные значения действительны на момент окончания пенсионной реформы. Сейчас проходит переходный период. График представлен в таблице.

ГодКоличество баллов для пенсииПериод работы (лет)Пенсионный возраст женщины (лет)Пенсионный возраст мужчины (лет)
202111,486055
202113,896055
202116,2106156
20219,57116257
202118,6126358
202223,4136459
202325,8146560
202428,2156560
202530156560

На количество баллов оказывают влияние:

  • общий период работы на протяжении всей жизни;
  • период осуществления военных обязанностей в армии (для мужчин);
  • количество рожденных детей и время присмотра за ними;
  • период отказа от получения пенсионных отчислений после появления на них права;
  • производились или нет отчисления в счет формирования накопительной части;
  • размер официального оклада на всех местах работы.

При этом существуют ограничения по количеству баллов за 1 календарный год. Сейчас это 9, 13 баллов. С 2021 года планируется увеличение до 10. Кроме того, устанавливается предельная сумма зарплаты одного работника за 365 дней. В 2021 она составляет 1 150 000 руб. за год, 95 833 за месяц.

В стаж включаются следующие периоды:

  • работа по трудовому договору;
  • получение дохода в России при переводе страховых взносов;
  • армейская служба;
  • периоды отчисления выплат по безработице;
  • рождение детей и присмотр за ними до полутора лет;
  • больничные и периоды выплат по временной нетрудоспособности;
  • проведения общественных работ при получении оплаты за них;
  • переезд для поиска места трудоустройства при направлении от центра занятости населения;
  • пребывание в тюрьме и под стражей;
  • присмотр за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, или пожилыми людьми старше 80 лет;
  • нахождение в месте, где нет работы, жены военного, сотрудника посольства или консульства не более 5 лет;
  • время действия договора с органами внутренних дел, заключенного в целях содействия в осуществлении оперативной и розыскной деятельности.

Формула для определения страховых ежемесячных отчислений следующая:

Пособие=(Количество баллов * стоимость одного балла) + фиксированная часть

Цена одного балла устанавливается на государственном уровне и рассчитывается каждый год. В 2021 она равна 87,24 руб.

Фиксированная часть зависит от количества иждивенцев и принадлежности гражданина к той или иной категории и составляет от 5 334,19 до 24 003,85 руб.

Для оформления необходимо обращаться в ПФР лично или в такие инстанции, как:

  • МФЦ;
  • портал госуслуг;
  • индивидуальный кабинет на сайте.

Потребуется предъявить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовые договоры и книжку;
  • удостоверение наличия иждивенцев, заключение медико-социальной экспертизы для инвалидов (свидетельство о рождении для детей, одиноких инвалидов, вдов или тех, кто в разводе или одинокий не требуется);
  • справки о зарплате до 2002 года, если в это время велась трудовая деятельность.

Рассмотрение производится в течение 10 рабочих дней. В случае принятия положительного решения деньги переводятся в установленную дату по решению пенсионера одним из способов:

  • на счет в банке;
  • через отделение почты России или курьерскую службу.

Запомнить!

Решение о способе получения причитающихся средств можно поменять в любой момент. Для этого достаточно подать соответствующее заявление в бумажном или электронном виде.

Льготное пенсионное обеспечение – это возможность для отдельных категорий граждан получить страховую пенсию раньше остальных. При этом, порядок расчета выплаты и процедура оформления не отличаются. Перечень профессий с льготным выходом на пенсию установлен в соответствии с действующим законодательством. Рассмотрим льготные должности, которые туда входят.

Кто может уйти на пенсию досрочно

В льготный пенсионный список включены следующие профессии и категории граждан

РаботникиКто имеет правоУсловияДолжно быть накоплено баллов
ОбразованияУчителя дошкольных, средних учреждений, сотрудники детских домов, приютов, интернатовОтработан педстаж 20 + отсрочка 5 лет30
ЗдравоохраненияСотрудники государственных и частных учрежденийОтработано 20 лет в селе, 25 в городе + отсрочка 5 лет
Северных регионовГраждане, отработавшие в северных регионах установленный срок, вне зависимости от текущего места проживания
  • Отработано 15 лет, общий – 25 (для мужчин), 20 (для женщин);
  • достигнут возраст 55 (для женщин), 60 (для мужчин)
Регионов, прилегающих к северуГраждане, отработавшие в регионах, прилегающих к Северу, установленный срок
  • Отработано 20 лет, общий – 25 (для мужчин), 20 (для женщин);
  • достигнут возраст 55 (для женщин), 60 (для мужчин)
Гражданки, имеющие или усыновившие более 2 детей, воспитывающие до 8-летнего возрастаТрехВозрастСтаж – 15ИПК – 30
57
Четырех56
Пять50
Творческих профессийАртисты и актеры культурных учреждений
  • ·Отработан стаж 15-30 лет в зависимости от группы;
  • ·для некоторых категорий – достигнут возраст 55-60 лет
30
Опасных производствПостановлением Правительства установлен список должностей на досрочную пенсию
  • Отработан стаж 7,5 (для женщин), 10 (для мужчин);
  • общий стаж – 15 (для женщин), 20 (для мужчин);
  • достигнут возраст – 45 (для женщин), 50 (для мужчин); ИПК – 30
Вредных производствПостановлением Правительства установлен справочник и код должностей на досрочную пенсию
  • Отработан стаж – 10 (для женщин), 12,5 (для мужчин);
  • общий стаж – 20 (для женщин), 25 лет (для мужчин);
  • достигнут возраст – 50 (для женщин), 55 (для мужчин);
  • ИПК — 30

Для отдельных категорий из перечня профессий на льготную пенсию могут устанавливаться другие учеты стажа. Например, для педагогических и медицинских работников время ухода за детьми включается в стаж только до 1992 года, кроме того, не учитывается период обучения в вузах. Но, для них устанавливаются повышающие коэффициенты к некоторым периодам, например:

  • 365 дней работы на селе для медработников равен 1 году и 3 месяцам для расчета периодов трудоустройства;
  • 1 год работы оперирующим врачом равен 1 году и 6 месяцам и т. д.

Все значения указаны на момент окончания пенсионной программы. В настоящее время действует переходный период.

Медицинские и педагогические работники не попали под повышение пенсионного возраста, однако, для них был установлен период отсрочки – 5 лет после отработки установленного стажа. Он также внедряется постепенно. График представлен в таблице.

Год отработки стажаГод получения пенсионных отчислений
20212021
20212022
20212024
20222026
20232028
2024 и т. д.2029 и т. д.

Досрочные выплаты многодетным мамам – нововведение пенсионной реформы. До этого уйти раньше могли только женщины, воспитавшие минимум 5 детей.

Если пожилой человек отработал в северных районах менее 15 лет, то при стаже свыше 7,5 каждый последующий год ведет к понижению пенсионного возраста на 4 месяца. Год стажа в местности, прилегающей к северным районам, равен 9 мес. трудовой деятельности в регионах Севера.

Похожая логика при определении стажа и у работников вредных и опасных специальностей. Если они отработали больше 50% установленного стажа, то снижение пенсионного возраста будет на один год за периоды:

  • год – при работе в опасных условиях;
  • 2 года (для женщин) и 2,5 (для мужчин), работающих во вредных условиях.

При этом рабочая смена должна составлять не меньше 36 часов.

Граждане льготных категорий также получают страховое обеспечение, как и остальные трудоустроенные лица, но условия оформления для них значительно отличаются. Дополнительно к льготным категориям можно отнести военнослужащих и сотрудников силовых структур.

Они имеют право на государственное обеспечение в том случае, если отслужили 20 или 12,5 лет при общем стаже 25 и достижении возраста 45 лет.

Сумма пенсии для них рассчитывается как процент от денежного довольствия с различными повышающими и понижающими коэффициентами, а оформление производится через пенсионный фонд по месту службы.

Источник: https://Lgotnikam.ru/lgotnoe-pensionnoe-obespechenie/

История пенсионного обеспечения в России

История льготного пенсионного обеспечения

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам.

Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости.

Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить  так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.

Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах.

При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок  к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся».

В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ.

Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились  расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности.

Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены  быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2021 гг.

может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой  был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию.

И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее – формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию –  инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для  компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку – ст. 39, “Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек  в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

 Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование – это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

 Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица – это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

– работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

– являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– священнослужители.

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного  страхования – страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста.

До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель.

В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР – СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких  карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

 – контролировать состояние  своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

  -получать в органах ПФР по месту  жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

  – получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

 Ты обязан:  

– получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию  страхователя или работников пенсионных органов;

    – сообщать в органы ПФР об  изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового    свидетельства;

 – предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик – Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

В 1992 году в г. Новочеркасске была утверждена городская программа «Социальная защита малоимущих слоев населения города на этапе кризисного развития экономики». Для выполнения этой программы  было создано Управление по труду и социальной защите. Основной задачей управления была оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам города.

Учреждения социальной сферы г. Новочеркасска

УчреждениеРуководитель/контактное лицоАдрес, телефон
МАУ Многофункциональный центр предоставления  государственных и муниципальных услуг в городе НовочеркасскеДиректор – Косоротова Надежда Витальевнаул. Дворцовая, 11; тел. 22-22-93 
Центр доступа в микрорайоне СоцгородНачальник отдела – Доценко Светлана Адександровна

Источник: https://novochgrad.ru/social_sphere/pension/id/4852

Пенсии в СССР. Мифы и реальность

История льготного пенсионного обеспечения
Плакат 1956 года

Здравствуйте уважаемые подписчики и читатели канала «Должок». Сегодня я хочу поговорить на тему, которая в последнее время стала одной из самых животрепещущих и волнующих буквально всех. Это вопрос о пенсиях.

Постоянно приходится слышать, как замечательно этот вопрос был решен в СССР и насколько все плохо в современной России.

Давайте попробуем разобраться, как же в действительности обстояло дело с этим вопросом в дореволюционной России и первой стране победившего социализма.

Немного дореволюционной истории

В царской России в том или ином виде пенсионное обеспечение существовало с незапамятных времен.
Пенсии были положены государственным служащим, военным, как офицерам, так и солдатам, отслужившим 25 лет и некоторым другим категориям населения.

Не вдаваясь в особые подробности, скажу только, что по данным пенсионного фонда России в 1914 году в Российской империи право на пенсию за выслугу лет имели:

· чиновники всех классов и канцеляристы;

· армейские офицеры;

· таможня;

· жандармы;

· полицейские;

· учителя школ и преподаватели вузов;

· инженеры и рабочие всех казенных (государственных) заводов;

· врачи и медперсонал всех казенных больниц;

· работники железной дороги.

Немаловажным является и тот факт, что не было такого понятия как пенсионный возраст. Для получения пенсиона в размере полного должностного оклада нужно было иметь стаж 35 лет.

При стаже от 20 до 30 лет пенсия составляла 2/3 от заработка, от 10 до 20 лет 1/3.

Размер пенсии устанавливался 1 раз и никакому пересмотру и индексации не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию. Однако нужно заметить, что право на пенсию имели только «благонадежные» члены общества.

Человек, привлеченный к ответственности за уголовное преступление, уличенный в антигосударственной (революционной) деятельности, уволенный за нарушения трудовой дисциплины лишался права на пенсию.

Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал на постоянное место жительства за границу.

Все выше перечисленное относится к государственному пенсионному обеспечению.

Ну а как обстояло дело с теми, кто работал на частных предприятиях? Что бы ни писали в учебниках истории об ужасах проклятого царизма, но социальные программы в отношении рабочих частных заводов и фабрик, действовали, и детские сады, школы для детей рабочих с бесплатным обучением, заводские больницы существовали.

Пенсионные выплаты осуществлялись из негосударственных эмеритальных, пенсионных и страховых касс которых по всей России насчитывалось более 200.

По сути это были те самые негосударственные пенсионные фонды, в которые нас всех еще совсем недавно так активно призывали вкладывать деньги.

Единственный слой населения, который никак не был охвачен пенсионным обеспечением, были крестьяне.

Пенсионные реформы в СССР

Как известно строительство нового общества в Советской России, а затем и в СССР началось с полного разрушения всей существовавшей системы.
«Отречемся от старого мира…», «Весь мир насилья мы разрушим…» и так далее.

Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил:

“Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру”.
Председатель Совнаркома Ульянов (Ленин), управделами Бонч-Бруевича, секретарь Фотиева.

Думается не нужно объяснять, что «пересмотр» означал не что иное, как ликвидацию всех этих организаций, а находящиеся на их счетах средства экспроприации, на нужды государства рабочих и крестьян.

Подтверждением всего вышесказанного может служить письмо тифлисских рабочих- железнодорожников написанное в 1927 году своему земляку И.В. Сталину которое хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший центральный партийный архив).

“Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году”.

Тем не менее в 1918 году был выпущен декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической (первой мировой) войны и инвалидам Красной армии.
В 1923-м право на пенсию получили старые большевики, в 1928 году работники горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. Колхозное крестьянство в пенсиях очевидно не нуждалось.

Тогда же был установлен и возраст выхода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Да это тот самый возраст, повышение которого сегодня вызвало бурю негодования. Очень часто приходится слышать, что то типа «это все для того, что бы люди ни имели шансов дожить до пенсии». Скажу на это только одно.

В 30-е годы дожить до пенсии шансов было гораздо меньше.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6 года.
В начале 50-х годов, то есть в конце эпохи Сталина максимальная трудовая пенсия была 300 рублей и составляла 25% от среднемесячной зарплаты, размер которой на тот момент был 1200 до реформенных рублей.

Пенсионная реформа 1956 года

Система пенсионного обеспечения в СССР в окончательном виде была сформирована почти через 40 лет после Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1956-ом году был принят закон «О государственных пенсиях», в результате чего средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Тогда же впервые начали начислять пенсии колхозникам. Правда, пенсией назвать это мягко говоря сложно. После реформы 1961 года всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц.

В 1973 году размер государственной пенсии труженикам села был повышен до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей.

Правда следует сказать, что колхозы имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета.

Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливали на общем собрании.

Нужно так же сказать, что в СССР существовала система персональных пенсий, которые назначались за особые заслуги перед страной. Различались персональные пенсионеры, республиканского и союзного значения.

Последняя пенсионная реформа в СССР была затеяна в 1990 году, когда уже все рушилось, и страна агонизировала.

Был создан Пенсионный фонд СССР, в который предприятия должны были платить взносы за всех своих работников.

В пику Всесоюзному фонду в 1991 году Ельцин издал указ об организации Российского пенсионного фонда. Что было дальше, думаю многие из вас мои уважаемые читатели, прекрасно помнят.

На протяжении всех 90-х годов пенсионную систему реформировали реформировали, да так и не выреформивали.
Более менее, все сложилось только к 2002 году, когда у власти уже был Путин. Ну а теперь вот опять происходит то, что происходит.

В заключении хочу сказать, что при написании статьи я старался придерживаться только фактов. Я не антисоветчик и не защитник нынешнего режима. Я стараюсь быть объективным. И еще одно. Я человек пред пенсионного возраста, проживший в СССР более 30 лет, так что пожалуйста не нужно меня обвинять в том, что я не знаю реалий той страны.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5be367028fa49400abbfe869/5ceaf839563a6c00b2697719

Краткая история пенсионной системы России

История льготного пенсионного обеспечения

Любая цивилизованная страна проводит комплекс мероприятий, направленных на социальное содержание своих нетрудоспособных граждан.

Социальное содержание может быть в форме пособия на период временной нетрудоспособности, или в форме пенсии для возрастной категории граждан, которые уже не могут работать и находятся в так называемом возрастном или пенсионном возрасте.

У каждой цивилизованной страны был свой путь развития пенсионной системы. Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, я расскажу как образовывалась и развивалась пенсионная система в России, от истоков до наших дней.

Пенсионная система России в царское время

Практика наделения своих воинов появилась еще в древние времена. В старинных летописях можно встретить сведения о наделении князьями и воеводами своих подданных, участвовавших в военных походах или охраняющих владения князя, пожизненным денежным довольствием или земельным наделом.

Со временем такая практика становилась все более популярной, и стала распространяться не только на военных, но и на государственных служащих.

С развитием промышленного производства, строительством многочисленных заводов и железных дорог, многочисленными увечьями рабочих при строительстве, появилась и необходимость уплаты пособий.

Во второй половине 19 века был принят закон, обязывающий владельцев частных заводов и частных железных дорог формировать отчисления из заработной платы рабочих, и за счет этих денег, в случае получения увечья или профессионального заболевания, выплачивать пособия.

С приходом советской власти все накопленные деньги были национализированы в бюджет молодой социалистической республики, “в общий котел”.

Пенсионная система при социализме

Установившаяся советская власть также понимала необходимость пенсионного обеспечения граждан страны. Собственно, одним из факторов лояльности новой власти было внедрение новой пенсионной системы.

В результате, после революции 1917 года, установлении в стране советской власти, были утверждены постановления:

  • в 1917 году утверждено Постановление “О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно – увечных;
  • в 1918 году – Постановление “Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся”;
  • в 1924 году – утверждено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабочих факультетов;
  • в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ.

Размер пенсии в тот период зависел от размера среднемесячного заработка получателя пенсии, условий труда и состава семьи.

В тот же период, в 1920 годах, действовавшая система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования. Формирование социального фонда осуществлялся за счет уплаты всеми предприятиями и организациями страны налогов в общий бюджет страны, из которого выделялись деньги и на выплату пенсий гражданам.

Ближе к 1931 году появились новые понятия в пенсионной системе: пенсия по старости, пенсионный возраст. Был установлен и размер заработной платы, исходя из которой начислялась пенсия – 300 рублей.

Также в 30 годах 19 века был установлен и пенсионный возраст, при достижении которого гражданин получал право на получение пенсии: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Данный возраст был основан на многочисленных медицинских обследованиях рабочих, показавших, что состояние здоровья рабочих при достижении указанного возраста, не позволяет в дальнейшем полноценно трудится, и большая часть женщин и мужчин не может продолжать работать.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950 – 1960 годам, и включала в себя пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников.

К этому же времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были дополнительные (повышающие) пенсии за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10 – 15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях или на вредном для здоровья производстве.

Были и существенные перекосы в пенсионной системе социалистического периода. Так, законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий.

И получалось, что на фоне постепенного увеличения средних размеров заработных плат трудящихся, люди, вышедшие на пенсию несколькими годами, или даже десятилетиями раньше, получали заведомо меньшую пенсию, чем пенсионеры вышедшие на пенсию позже.

В пенсионном обеспечении не было учтено и изменение уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания…

В результате такого перекоса получилось, что к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения, особенно старший возраст.

В целях исключения такого перекоса, 15 мая 1990 года был утвержден Закон СССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”, предполагавший введение доплат и надбавок, так называемой индексации, пенсионерам страны.

Но, в том же 1990 году кардинально изменилось государственное устройство страны, повлекшее и существенное изменение пенсионной системы.

История пенсионной системы России после 1990 года началась с принятия закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, в котором пенсионное обеспечение было определено как автономная система, были установлены и принципы государственного пенсионного страхования.

Однако, уже в 1991 году стало понятно, что действовавшие ранее принципы формирования пенсий не работают при рыночной экономике.

И пенсионная система, действовавшая в социалистический период времени страны полностью исчерпала свои возможности. У государства просто не было денег для выплаты пенсий.

А на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, ситуация в стране становилась просто критической.

Многочисленные задержки в выплатах пенсий, которые, я думаю, помнят наши бабушки и дедушки, ярко характеризовало состояние не только пенсионной системы, но и всей страны в целом.

Более того, расчеты показывали, что к 2010 – 2021 годам, на форме снижения рождаемости в 90 годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного слоя населения, соответственно и пенсионная систему может ожидать полный крах.

В результате многочисленных споров и расчетов, в декабре 2001 года, были приняты законы, устанавливающие кардинально новый подход формирования пенсионной системы.

Пенсионная система России 2001 – 2014 годов

Источник: https://sizhu-doma.ru/Kratkaja-istorija-pensionnoj-sistemy-Rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.