+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие льготы для проживающих в арктической зоне

На какие преференции смогут рассчитывать бизнесмены в Арктике

Какие льготы для проживающих в арктической зоне

Бизнес, который готов делать серьезные инвестиции в арктические проекты, получит ряд серьезных преференций. Об этом говорится в законопроектах, подготовленных Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. В начале июня эти документы должны быть внесены в правительство РФ, а в июле – поступить в Госдуму.

Если раньше инициатива в освоении арктических ресурсов возлагалась на бизнес, то сейчас государство намерено усиливать свое присутствие за полярным кругом и помогать предпринимателям в тех сферах, где добиться конкурентоспособности труднее всего.

Эксперты расценивают эти перемены как “тектонический сдвиг” в арктической политике России.

Речь идет о четырех законопроектах, с помощью которых федеральные власти собираются создать новую систему преференций для инвестиционных проектов в Арктической зоне.

В частности, вводятся два новых понятия: “Арктическая зона Российской Федерации” и “резидент Арктической зоны”, сообщил глава Минвостокразвития Александр Козлов на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

Резидентами российской Арктической зоны могут стать как компании, так и отдельные предприниматели.

В Мурманской области остановили расширение пустыни Для получения преференций обозначены два условия. Объем инвестиций в проект должен составлять от 500 тысяч рублей. Еще одно условие – инвестор должен заключить соглашение об инвестиционной деятельности с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.

Согласно законопроекту, все инвесторы на территории Арктической зоны могут рассчитывать на применение “дедушкиной оговорки” (сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства).

В данном случае имеется в виду сохранение налоговых условий на весь период реализации проекта. Для резидентов будут действовать режим свободной таможенной зоны и сокращенные сроки оформления грузов.

Кроме того, предполагается значительно снизить налоги.

– Проекты в Арктике в основном “длинные”, это освоение шельфа, освоение крупных месторождений, крупные инфраструктурные проекты, они все имеют жизненный цикл больше 20 лет, – подчеркнул заместитель министра развития Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков.

– Поэтому мы остановились на варианте, что изначально будут установлены ставки налогов, но относительно невысокие. Например, налог на прибыль – семь процентов. Но эти условия будут действовать весь срок реализации проекта.

Если проект живет 40 лет, он 40 лет будет платить семь процентов.

Налоговые льготы предусмотрены для четырех групп инвесторов: в области добычи углеводородного сырья на новых морских месторождениях на арктическом шельфе, для проектов в области разработки углеводородов на континентальной части, для проектов в области СПГ и для иных проектов в области добычи полезных ископаемых. Для всех категорий определена пониженная ставка страховых взносов – 7,6 вместо 30 процентов.

Государство намерено усиливать свое присутствие за полярным кругом и помогать бизнесу там

Предполагается, что на всей территории Арктической зоны будут действовать круглосуточный режим работы пунктов пропуска, сокращенные сроки таможенного оформления грузов, единый орган государственного контроля при таможенном оформлении грузов. Иностранцы получат возможность въезжать в Арктическую зону РФ по электронной визе. Все это, по замыслу авторов законопроектов, должно создать благоприятный режим для экспортно-импортных операций.

Еще одна новинка – режим арктического инвестиционного проекта, отметил Александр Крутиков. Одной из главных задач и трудностей в Арктике является строительство инфраструктуры, для финансирования которого предлагается новый механизм.

Суть его заключается в том, что действующее в Арктике добывающее предприятие может быть освобождено от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в объеме инвестиций в инфраструктуру для новых производств. Для этой льготы поставлена очень высокая планка стоимости инвестпроекта – 100 миллиардов рублей.

Это сделано для того, чтобы шанс получить данную льготу имеют только крупные проекты.

Режим “одного окна”

Министерство финансов РФ предварительно поддержало инициативу по “арктическим” преференциям, отметил вице-премьер Юрий Трутнев.

По его словам, помимо преференций для бизнеса, обсуждалась реализация нацпроектов в Арктике. Одной из главных задач Трутнев назвал повышение уровня жизни и социальной защищенности на этих территориях до среднероссийского.

При этом предполагается, что вся арктическая территория РФ будет иметь единый статус.

В России построят суда для арктических круизов

– Никаких отдельных территорий опережающего развития в Арктике не будет, – подчеркнул Юрий Трутнев. – Вся ее территория будет преференциальной.

Сегодня в арктической политике России действует принцип “целевой” поддержки инвестпроектов в индивидуальном режиме. Например, это касается проекта “Ямал СПГ”, который сегодня реализуется опережающими темпами.

Но необходимо выстроить общую, а не “штучную” модель поддержки.

Важно, чтобы каждый потенциальный инвестор знал, на что он гарантированно может рассчитывать, вкладывая деньги,знать свой налоговый режим на годы вперед чтобы понимать сроки окупаемости проекта.

Нерешенные задачи

Аналитики подчеркивают, что “арктические” преференции потребуют большой дальнейшей работы. В частности, предлагаемый Минвостокразвития РФ законопроект нуждается в доработке.

– Концептуальный посыл законопроекта – “преференции в обмен на инвестиции”. Но в тексте документа не обозначено, какие инвестиции и в какие проекты могут претендовать на конкретные налоговые преференции, – отмечает Михаил Жуков, ученый секретарь научного совета АНО “Научно-координационный центр по проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера”.

– Единственное требование – проекты должны быть новыми для субъекта хозяйственной деятельности или в прежних видах деятельности должен быть зарегистрирован новый субъект. За преференциями предлагается обратиться в другое “окно”, к налоговикам, используя процедуры, установленные другими законами.

Нарушается декларируемый принцип “одного окна” для субъектов экономической деятельности в Арктике.

Перевалка грузов через Мурманск может вырасти вдвое

Одна из важнейших нерешенных задач законопроектов – избежать конфликта интересов как между предприятиями, так и с органами регионального и местного самоуправления, подчеркивает эксперт. От проектов резидентов АЗРФ арктические регионы и муниципальные образования могут не получить ничего ни в экономической, ни в социальной сфере.

Возможные отрицательные последствия, в том числе экологические, останутся головной болью региональных и местных властей. Дополнительный доход в местные бюджеты тоже остается под вопросом.

Например, добывающая компания может заявить в качестве нового проекта бурение одной новой скважины и трубопровод от нее на накопительный терминал, но все платежи осуществить по удобному ей месту регистрации.

Основным драйвером развития Арктики будут проекты крупных российских вертикально интегрированных компаний с привлечением в них иностранных инвестиций. Но при этом возникает вопрос: на какие преференции могут рассчитывать субподрядные организации, которые крупный бизнес привлечет в свои проекты? Этот вопрос в предлагаемом законопроекте отражения не нашел.

Тем не менее инициативы федеральных властей можно расценивать как декларацию принципиально новой государственной политики в российской Арктической зоне. Новой настолько, что профессиональными арктиковедами она воспринимается как глобальный тектонический сдвиг, который ставит государственную политику в Арктике с головы на ноги и позволяет начать двигаться в правильном направлении.

– До сих пор возможность установления режима преференций применительно к территории АЗРФ сначала открыто отрицалась, а потом неявно блокировалась, – считает Михаил Жуков. – Даже идея развития опорных зон в Арктике была завуалированной формой ухода от вопроса о преференциях путем замещения их проектами, обеспечивающими рост только на части территории АЗРФ.

Прямая речь

Сергей Веллер, президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области:

– Отток населения из Арктики остается одной из ее главных проблем, поэтому необходимо продолжать работу по созданию для граждан стимулов оставаться на Севере. Например, за последний год Мурманская область потеряла более 5000 человек. Чтобы решить эту проблему, мы предлагаем ввести дополнительные пенсионные льготы для северян.

Сегодня законодатель говорит, что, например, для мужчин 20 лет “северного” стажа – это возможность выйти на пенсию на пять лет раньше, чем в целом по стране. Получается, что каждые четыре года трудового стажа на севере дают мужскому населению снижение возраста выхода на пенсию на один год.

Мы предложили расширить эту льготу, а именно снизить пенсионный возраст для мужчин на один год за каждые четыре года работы на Крайнем Севере и аналогично для женщин – на один год за каждые три года работы на Крайнем Севере сверх того, что установлено сегодня федеральным законодательством.

Источник: https://rg.ru/2021/06/18/reg-szfo/na-kakie-preferencii-smogut-rasschityvat-biznesmeny-v-arktike.html

Государству нужно уточнить соцпакет для северян

Какие льготы для проживающих в арктической зоне

Норильск. Несладкая жизнь на Крайнем Севере / Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Госдума намерена рассмотреть в июле внесенные Правительством РФ поправки, уточняющие терминологию закона о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и предлагающие заменить термин «трудовая пенсия» на «страховая». Несмотря на технический характер законопроекта, есть повод для разговора о господдержке северян

СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики. Создана профильная госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

На недавней «Прямой линии» Президент РФ Владимир Путин заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни верст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга… Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, — напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, — районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое».

Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены.

Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, — признает он, — мы в большом долгу перед избирателями».

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит Закон РФ №4520-1, принятый еще в 1993 году. Его нынешнее изменение уже 14-е по счету.

Большинство норм закона-ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»…

Читайте по теме Вообще список госгарантий обширен. Назовем лишь основные: применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней — в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства.

Гарантий хороших и разных много. Но в итоге — исход населения с Северов. Почему сегодня туда не стремятся за длинным рублем? Потому что его там нет. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально. Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным по тогдашним стандартам для дальнейшей жизни.

Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения.

Исход начался в 90-е и не прекратился до сих пор. Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом. Сравните: в 1980-1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ

После 1991 года государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ №122.

По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — региональными. Если организацию финансирует местный бюджет — соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах — работодателем.

Логично исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств. И в результате права работников не соблюдаются.

В играх бизнес-разума изобрели прием — прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае.

Он обратился к президенту страны и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (а там 59 процентов территории относится к Арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ

Когда в 90-х годах принимался Закон 4520-1, возникла дискуссия о его названии. Казалось бы, какая разница — написать «о предоставлении льгот» или «о госгарантиях и компенсациях»? На самом деле — большая! Условная партия «северян» тогда победила. Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма. Дети часто болеют.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые «лесные школы», куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода. Огромное внимание уделялось летнему отдыху. Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории.

– Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, — говорит Игорь Шпек- тор. — У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить. Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости. Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это — первое. Второе — поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается.

В 1980-1990 годах число жителей Мурманской области увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч»

ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ

При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики. Население Северов стареет и уезжает.

В то же время там есть много сырьевых районов и производств. Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно.

Игорь Шпектор, отдавший Северу 35 лет жизни, считает: эту проблему можно было бы решать путем отселения. Да, выдача жилищных сертификатов ведется. Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше.

Да еще растет цена на квадратный метр… Понятно, чем это оборачивается для северян. Поэтому, с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну, если на следующий год планируется секвестрировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН.

По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны — абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет.

Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях.

Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам — это традиционные, но урезанные меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы — предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание в первую очередь в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике — в полную силу себя еще не проявили.

Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение. Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен. Отсутствие дорог, систем водо- и теплоснабжения в условиях XXI века — большой минус для бонуса в виде надела земли.

В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх»

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствуют целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики, — убежден он.

— Наш комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово-кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь — федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады… Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году».

Наряду с этими мерами, уверен депутат, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера. Это касается пенсионеров-северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет.

Читайте по теме «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, — резюмировал Николай Харитонов.

— Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки. Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса.»

Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но, с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов требуются люди. А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы заняла большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Ремонтно-восстановительные работы на высоковольтных ЛЭП после урагана 21–23 марта 2021 года / Фото PhotoXPress

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosudarstvu-nuzhno-utochnit-socpaket-dlya-severyan.html

Нулевой стимул: Арктике нужна поддержка государства

Какие льготы для проживающих в арктической зоне

Законопроект о господдержке инвестиций в Арктику, разработанный Минвостокразвития по поручению президента, не создает существенных стимулов для привлечения инвесторов.

Отсутствие нулевой ставки по НДПИ не позволит российским компаниям вкладывать средства в разведку и добычу полезных ископаемых на Крайнем Севере, заявили опрошенные «Известиями» эксперты. Они отмечают, что НДПИ составляет до 70% налоговой нагрузки на нефтегазовые компании, при этом его ставки растут.

В Минвостокразвития сообщили, что законопроект уже направлен на согласование в кабмин и возможные дополнения в него будут обсуждаться на уровне правительства.

Север как Восток

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики разработало проект федерального закона о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ. Сейчас идет общественное обсуждение документа.

Ранее президент Владимир Путин поручил до 1 июля внести в Госдуму такой законопроект. Особое внимание он обратил на стимулирование геологоразведочных работ и строительство объектов инфраструктуры за счет частных инвестиций.

Законопроект предлагает создать единую систему содействия инвестиционной деятельности в Арктике, в том числе установить меры господдержки предпринимательской деятельности. О завершении работы над документом ведомство отчиталось еще 30 апреля.

В своем сообщении со ссылкой на замглавы Минвостокразвития Александра Крутикова оно проинформировало о тех преференциях, которые будут предоставлены инвестору. «Изначально будут установлены ставки налогов, но относительно невысокие. Например, налог на прибыль 7%. Но эти условия будут действовать весь срок реализации проекта.

Если проект живет 40 лет, он 40 лет будет платить 7%», –– говорил Александр Крутиков.

Налоговые льготы предусмотрены для четырех групп инвесторов.

Речь о тех, кто занимается добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях арктического шельфа, на континентальной части, проектами в области СПГ и другими проектами в сфере добычи полезных ископаемых.

Для всех категорий определена пониженная ставка страховых взносов — 7,6% вместо 30%. Также предусмотрены отдельные налоговые вычеты при создании инфраструктуры.

В проекте федерального закона говорится, что «правовой механизм поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне РФ в основном аналогичен» механизму, предусмотренному ФЗ 2015 года «О свободном порте Владивосток».

Из пояснительной записки к новому документу следует, что «решение позволит сэкономить средства федерального бюджета и использовать положительный опыт» управления территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на Дальнем Востоке.

— Для получения преференций обозначены два условия: объем инвестиций в проект от 500 тыс. рублей, а также заключение обязывающего соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, — пояснял ранее Александр Крутиков.

Бремя НДПИ

Однако, по мнению экспертов, предлагаемые государством льготы недостаточны для реализации серьезных проектов в Арктике.

–– Эти налоговые послабления, безусловно, полезны, но вряд ли их можно назвать серьезными стимулами для привлечения инвесторов. Ведь порядка 70% налоговой нагрузки на нефтегазовые компании составляет НДПИ, и льготы именно по этому налогу могли бы обеспечить инвестиционную привлекательность арктических проектов.

За примерами далеко ходить не надо –– у всех перед глазами история НОВАТЭКа. Построенные им заводы сжиженного природного газа в ЯНАО уже успешно функционируют, генерируют прибыль, и одним из залогов этого успеха были как раз удачно примененные налоговые условия –– обнуление ставки НДПИ.

Этот положительный пример наглядно указывает на механизмы грамотного стимулирования, –– сказал старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Видимо, Минвостокразвития исходило из логики, что нефтегазовые компании сами должны доказывать необходимость предоставления им дополнительных льгот по каждому месторождению. Но это далеко не простая задача, считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

–– Помимо того что в целом все работы в Арктике отличаются повышенной сложностью и требуют гигантских инвестиций, нужны еще и дифференцированные подходы к каждому проекту.

Например, ледовая обстановка в Карском море существенно отличается от обстановки в Печорском, и в результате себестоимость добычи углеводородов на месторождениях на разных территориях может различаться в разы.

Опять же, где-то уже есть ранее созданная инфраструктура, а где-то приходится всёе начинать с нуля, –– заявил эксперт «Известиям».

Сейчас освоение арктических месторождений на шельфе может показаться не такой уж и актуальной задачей, хватает запасов и на суше, считает Александр Фролов. Но думать надо на долгосрочную перспективу и по мере истощения месторождений, уже введенных в разработку, создавать новую ресурсную базу, уверен эксперт.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин предположил, что Минвостокразвития просто не рискнуло заявлять большое количество льгот, опасаясь, что эти предложения встретят сильное сопротивление. Он согласен, что без обнуления НДПИ говорить о прорывных проектах в Арктической зоне не приходится.

–– НДПИ сильно давит на нефтегазовый бизнес в условиях так называемого налогового маневра. Ставки его растут, увеличивая нагрузку на нефтяников. В таких условиях привлекать инвесторов можно только действительно эффективными способами, –– сказал «Известиям» эксперт.

В предложенном законопроекте нулевая ставка НДПИ для инвесторов предусмотрена, только она начинает действовать лишь после того, как вся инфраструктура на новых месторождениях уже создана, сказала управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

— Получается, что самая трудоемкая и затратная часть по созданию инфраструктуры остается без господдержки. Возникает вопрос: кто согласится всё это время инвестировать колоссальные средства, не получая взамен никаких стимулов? — отметила она.

Эксперты также обратили внимание на то, что взятый за образец налоговый режим Свободного порта Владивосток — не самый удачный вариант.

–– Добычные проекты вообще не получали льгот в режиме ТОСЭР, –– напомнил Сергей Суверов.

Поэтому не совсем понятно, каким образом режим дальневосточных преференций может быть аналогичным образом применен в Арктике.

В одиночку не вытянут

В Минвостокразвития на вопрос «Известий» о перспективах внесения изменений в законопроект сказали, что уже направили документ на согласование в правительство и возможными дополнениями в него будет заниматься кабмин.

–– Президентом поставлена задача по достижению до 2024 года показателя в 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути, –– отметил Михаил Делягин. — Но пока не видно, каким образом эта задача будет выполнена. Должно быть четкое понимание, что сам бизнес в одиночку, без серьезных преференций и действенной помощи со стороны государства, эту задачу не вытянет.

Сейчас в Арктике запланировано более 100 инвестиционных проектов в области освоения природных ресурсов, развития морских портов и железнодорожной инфраструктуры. Их стоимость превышает $130 млрд. Только менее половины из них перешло в стадию активной реализации.

На прошедшем в апреле V Арктическом форуме отмечалось, что условия ведения бизнеса в этом регионе агрессивнее, а риски и издержки выше, чем в среднем по России. Доступ к передовым технологиям работы в арктических условиях ограничен.

Вместе с тем реализация инвестиционного потенциала Крайнего Севера способна обеспечить прорыв в экономическом развитии страны.

Источник: https://iz.ru/881149/nikolai-khrenkov/nulevoi-stimul-arktike-nuzhna-podderzhka-gosudarstva

Льготы для «зеленых» инвесторов: какие преференции нужны экологическим проектам в Арктике

Какие льготы для проживающих в арктической зоне

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Раиса Кармазина («Единая Россия») 16 мая внесла в нижнюю палату парламента законопроект, в котором предлагается установить преференции для инвесторов в сухопутной части Арктики, вкладывающих средства в экологическую модернизацию своего производства. Мнения опрошенных ТАСС экспертов, прокомментировавших эту инициативу, разделились — одни выступают за принятие законопроекта, другие считают, что имеющихся инструментов поддержки бизнеса достаточно, третьи уверены, что закон нужен, но критерии предоставления льгот следует смягчить.

Законопроект предусматривает на государственном уровне поддержку модернизации производства и реализации инвестпроектов природоохранного назначения на принадлежащих России сухопутных территориях Арктической зоны.

Проектом закона также предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, подразумевающие введение льгот для инвесторов при затратах на модернизацию имущества в рамках природоохранных проектов.

Кроме того, депутаты предлагают закрепить в новом законе понятие «инвестиционного проекта природоохранного назначения» — им признается программа, мероприятия которой предотвращают или снижают негативное воздействие на окружающую среду, компенсируют риск возникновения ущерба для экологии и сохраняют природные условия Арктической зоны. Однако, согласно инициативе парламентариев, реализация такого проекта должна осуществляться на сухопутных территориях Арктической зоны России, а объем капитальных вложений не может быть ниже 30 млрд рублей при условии осуществления финансовых вложений в пятилетний период с момента начала проекта.

«В случае принятия законопроекта никаких выпадающих доходов не будет, а вот бизнес, который приходит работать в сухопутную часть Арктической зоны, будет заинтересован вкладывать в экологическую модернизацию.

Это важно и в условиях хрупкой природы Арктики, кроме того, сейчас природоохранное оборудование постоянно совершенствуется, и налоговые льготы позволят стимулировать бизнес, использовать современные технологии», — сказала ТАСС Кармазина.

 Она отметила, что принятие законопроекта направлено не только на реализацию крупных инвестиционных проектов в Арктике, но и на внедрение новых природоохранных технологий, призванных улучшить экологическую обстановку.

К льготам с осторожностью

Проект закона уже прошел обсуждение в экспертном совете фракции «Единая Россия», сейчас он находится на согласовании в правительстве, отметила Кармазина. Но оценивается инициатива неоднозначно.

Заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский считает, что к такому механизму, как налоговые льготы, нужно относиться с осторожностью.

По его мнению, достаточный инструментарий для формирования комфортных инвестиционных условий есть и сейчас.

«Я имею в виду институт особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных парков. И таких инструментов я могу перечислить порядка 15, и каждый из них уже имеет льготный режим для привлечения инвесторов. Ключ к успеху развития арктических территорий заключается в сочетании грамотного использования этих инструментов», — заключил он.

Кармазина, в свою очередь, отметила, что разработчики законопроекта готовы к обоснованию необходимости дополнительных льгот перед правительством России.

В Красноярском крае отмечают, что сам механизм предоставления льгот устроен таким образом, что поддержку получает уже пришедший и начавший работать инвестор.

«Льготы не даются просто так. По крайней мере, у нас на краевом уровне льготы нефтяникам, газовикам, энергетикам давались уже, когда идет этап инвестирования, думаю, и федеральные власти будет поступать также.

Но любые налоговые льготы — это результат точных экономических расчетов, и в проекте подняты две важные темы: развитие Арктики и вопрос сохранения экологии северных территорий», — отметил член комитета по делам севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края Павел Семизоров.

Защитить экологию

«Реализация любых инвестиционных проектов в Арктике сопряжена с большими экологическими рисками. Арктические территории, как все знают, обладают очень хрупкой экосистемой, которая уже была повреждена деятельностью человека.

И сейчас ведется титаническая работа по минимизации этого урона.

Что касается данного законопроекта, то любая деятельность в Арктике сопряжена с дополнительными затратами, которые необходимы для снижения негативного воздействия человека на экосреду», — пояснила ТАСС вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова.

В одном из крупнейших регионов Арктики — Якутии — проект также оценивают положительно.

Министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев рассказал ТАСС, что он будет мотивировать инвесторов применять новые природоохранные технологии, что послужит и внедрению разработок, и улучшению экологии.

По словам председателя постоянного комитета по делам Арктики и Севера Заксобрания Якутии Елены Голомаревой, новый законопроект решает серьезный вопрос — хроническую нехватку средств на экологические мероприятия.

«Еще не было законопроекта, который был бы направлен на природоохранную деятельность в Арктике. Это очень важно для наших районов, где проживают коренные малочисленные народы Севера и ведут традиционную деятельность. Всегда не хватало средств на природоохранные мероприятия, и этот законопроект должен решить эти наболевшие вопросы», — сказала она.

Планка в 30 млрд рублей

По замыслу инициаторов, льготы получат только крупные инвесторы.

«Сейчас речь идет об инвестициях от 30 млрд рублей и выше, создающих в Арктике новые производства и использующих современные экологические технологии», — пояснила ТАСС Кармазина.

По ее словам, сумма в 30 млрд рублей была определена не случайно — авторы законопроекта считают, что с меньшими суммами в Арктику просто не идут.

Однако некоторые эксперты отметили, что предел, при котором инвестор может претендовать на льготу, должен быть снижен, а перечень потенциальных получателей — расширен. В частности, председатель комитета по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Мурманской областной думы Максим Белов полагает, что при таких условиях предоставления льгот закон работать не будет.

«При заложенных параметрах проектов, которые смогут претендовать на льготы, а это не менее 30 млрд рублей капитальных вложений, глобально на регион нововведение не повлияет, так как не приведет к массовому притоку инвесторов», — сказал ТАСС Белов, отметив, что примеры инициатив такого уровня в регионе единичны — строящаяся судоверфь «Новатэка» и проекты «Норильского никеля».

Эксперты добавили, что действие льгот следовало бы распространить не только на проекты, учитывающие экологическую составляющую, но и на те, для которых она является основной. Таким мнением с ТАСС поделился председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу Архангельской облдумы Александр Дятлов.

«Строительство мусороперерабатывающих заводов — это был бы интересный проект. Регион бы стал более интересен для инвесторов. В Архангельске, Северодвинске есть неоднократные представления прокуратуры о закрытии свалок, но мы не можем их закрыть. Нужен инвестор, который зашел бы в регион и начал строительство», — пояснил он.

Источник: http://pro-arctic.ru/22/05/2021/legislation/26687

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.