+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

Содержание

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

Так, ОАО «Сантехремонт» обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок по договорам купли-продажи, заключенных между ОАО «Сантехремонт» и ООО «Тройка», а также между ОАО «Сантехремонт» и ООО «МТ-Сервис» и о применении последствий недействительности сделок.

Судом установлено, что имущество передано по актам приема-передачи. Оплата за переданное имущество произведена векселями, переданными по актам. Договоры со стороны ОАО «Сантехремонт» подписаны его генеральным директором. Согласно ст.

79 ФЗ «Об акционерных обществах» решение о совершении крупной сделки, стоимость которой составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается советом директоров.

Статьями 78 и 77 указанного Закона установлено, что определение стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки, осуществляется советом директоров общества по рыночной стоимости. Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.

При этом при определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки учитывается сумма активов по последнему утвержденному балансу общества. Последним утвержденным балансом на дату совершения сделок являлся баланс на 1 января 2001 г.

, по данным которого балансовая стоимость отчуждаемого имущества составляла 40% балансовой стоимости активов общества, в связи с чем в соответствии со ст. 78 Закона «Об акционерных обществах» продажа этого имущества является крупной сделкой. Исковые требования удовлетворены .

Размер крупной сделки

Некоторую сложность представляет определение цены сделок, предметом которых не является имущество. Очевидно, что общие правила определения стоимости имущества в данном случае не вполне применимы. Закон прямо не регулирует указанные отношения, но судебная практика выработала некоторые критерии определения цены сделок, например договора кредита или поручительства.

В Законе об ООО размер имущества, являющегося предметом крупной сделки, определяется несколько иначе.

Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 25% стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки (ст. 46).

Закон Республики Казахстан от N 281-1 — ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

2. В случае, если имущество, рыночную цену которого требуется определить, является акциями или иными ценными бумагами, обращаемыми на организованном рынке, при определении цены указанного имущества должны быть приняты во внимание цены покупки или цены спроса и предложения на организованном рынке ценных бумаг.

1. Рыночной ценой имущества является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и о других его характеристиках, могущих повлиять на его цену, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и о других его характеристиках, могущих повлиять на его цену, согласен был бы приобрести данное имущество.

Еще почитать:  Какая пенсия у инвалида 1 группы в москве 2021

Определение стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки (С

Решением этой (и ряда других) трудности может, на наш взгляд, стать внесение нескольких изменений в действующее законодательство. Понятие «крупная сделка» было введено в российское законодательство для обозначения института, призванного защитить интересы участников корпоративных отношений.

Первоначально защищались миноритарные акционеры (участники) от злоупотреблений со стороны мажоритариев и менеджеров общества, интересы самого общества, способного стать банкротом в результате действий руководителя, если он «по собственному усмотрению нерационально либо необдуманно пожелает распорядиться значительным количеством активов»*(11). После появления норм о крупных сделках в законах об унитарных предприятиях и об автономных учреждениях под защиту попали интересы государства как собственника имущества, переданного соответствующему юридическому лицу. Таким образом, исходная цель рассматриваемого института — защита юридического лица от распоряжения его активами, влекущего их отчуждение.

Ориентация на месячную отчетность, на наш взгляд, предпочтительнее, так как именно она наиболее достоверна, в ней оперативнее, чем в квартальной и тем более годовой, отражается состояние активов организации.

Квартальная отчетность за один квартал может потерять актуальность к концу следующего, когда встанет вопрос об одобрении сделки. В то же время при оспаривании крупных сделок необходимо понимать, что, если юридическое лицо согласно ст.

15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязано сдавать только квартальную и годовую отчетность (т.е.

только она является своего рода публично достоверной, а месячная отчетность — нет), нельзя исключить риск предоставления в суд организацией, чья сделка оспаривается и которая не желает признавать ее недействительной, недостоверных документов*(4).

Размер крупной сделки необходимо определять исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества в сопоставлении с данными последнего утвержденного баланса общества. В Законе этого правила нет, оно установлено п.

14 совместного постановления Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.97 4/8 «О практике применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Поэтому в качестве документа, подтверждающего то или иное утверждение, заинтересованные лица должны представлять бухгалтерский баланс общества на последнюю отчетную дату, которая предшествует дате совершения крупной сделки.

Следующее обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание — оценка размера крупной сделки в сопоставлении с балансовой стоимостью активов общества должна быть привязана к дате принятия решения о заключении сделки.

Помимо прочего это означает, что если на дату принятия решения о заключении сделки стоимость приобретаемого или отчуждаемого имущества составила 25 процентов балансовой стоимости активов общества и меньше, а в последующем обязательства по данной сделки, к — примеру, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, превышают указанную сумму, то такая сделка не может квалифицироваться как крупная.

В отличие от базы для сравнения сам объект сравнения (то есть стоимость имущества, приобретаемого или отчуждаемого на основании сделки) и общества с ограниченной ответственностью, и акционерные общества определяют по единым правилам. Эти правила различаются лишь в зависимости от вида совершаемой сделки (п. 2 ст. 46 Закона № 14-ФЗ и абз. 2 п. 1 ст. 78 Закона № 208-ФЗ).

Еще почитать:  Условия ипотеки с материнским капиталом в сбербанке

Определение стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки

Какие споры чаще всего приходится разрешать Вашей компании? Специалисты нашей фирмы осуществляют сопровождение коммерческих споров по различным вопросам, связанным с признанием прав собственности на имущество крупных организаций газовой и энергетической отрасли, расторжением договоров ввиду неисполнения договорных обязательств юридическими лицами, в частности генподрядчиками, взысканием значительных сумм причиненного ущерба со страховых компаний, предъявлением исков о неосновательном обогащении, возникающих из отношений, связанных с арендой земли, погашением задолженности по кредитам, передачей электроэнергии и т. п.

Доверяй, но проверяй — гласит старая русская пословица. Насколько сегодня государство готово доверять рынку? — Хороший вопрос. Возможно, он спровоцирован ощущением, что государство не вполне готово доверять бизнесу.

Такое ощущение возникает от того, что при решении задач экономического развития государство стремится больше полагаться на государственные или квазигосударственные структуры. В результате, хотя без них и не обойтись вовсе, развитие государственных и квазигосударственных институтов происходит за счет развития институтов рыночных.

Более верным и с долгосрочной, и с институциональной точки зрения было бы создание основы для развития именно рыночных институтов, чтобы они смогли продолжить решение задач экономического развития.

Определение рыночной стоимости

18.2. Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов Общества на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается Советом директоров общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов Совета директоров.

Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество стоимостью свыше 50% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании.

Порядок определения стоимости имущества, являющегося предметом сделки

Президиум ВАС РФ, разрешая вопросы, связанные с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, указал: при определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки учитывается сумма активов по последнему утвержденному балансу без уменьшения на сумму долгов (обязательств) (информационное письмо N 62).

Сумму (величину сделки) следует определять без учета дополнительных начислений (например, неустоек, штрафов и пеней), требования об уплате которых могут быть предъявлены в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Исключение составляют случаи, когда установлено, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения (ненадлежащего исполнения) обществом (пп. 2 п. 8 Постановления N 28).

Решение об одобрении крупной сделки: что это такое, в каких случаях требуется и как его подготовить?

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

В статье расскажем, что такое крупная сделка, в каких случаях требуется решение об одобрении крупной сделки, а также, на что нужно обратить внимание при подготовке документа.

Что такое крупная сделка?

Крупной является сделка по приобретению/отчуждению имущества, стоимостью не менее 25% для АО и ООО, (не менее 10% для бюджетных учреждений, не менее 5 млн.

рублей для унитарных предприятий) от балансовой стоимости активов организации. Денежный лимит активов формируют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст.

46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для такой сделки есть два главных критерия:

— крупной может считаться не только одна конкретная закупка, но и несколько связанных между собой.

— денежные границы могут быть ниже, если данное условие указано в учредительных документах организации.

Сделки не будут считаться крупными, если, совершаются в ходе рядовой хозяйственной деятельности предприятия.

Что такое решение об одобрении крупной сделки?

Согласно п.п. «е» п.1 ч.2 ст. 51 (открытый конкурс), п.4 ч.5 ст.66 (электронный аукцион),  п.п. «д» п.1 ч.2 ст. 88 44-ФЗ (закрытый аукцион) заявка участника закупки (юридического лица) должна содержать такое Решение.

Этот документ необходимо прикладывать в том случае, если этого требует законодательство РФ или учредительная документация исполнителя. При этом оценивается не только стоимость сделки, но и сумма обеспечения заявки, либо контракта.

Важный момент! Иными словами Заказчик должен быть уверен, что у участника закупки хватит сил и финансов выполнить дорогостоящий контракт, а также, что его выполнение не приведет госконтракт к срыву, а исполнителя – к банкротству.

В обычной деятельности предприятия Решение не требуется:

— если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст.78 208-ФЗ).

— для ИП, т.к. физлицо не должно одобрять свои сделки.

Для участия в госзакупках юрлицам всегда необходимо подавать Решение, а от ИП данный документ не требуется. В коммерческих закупках — только если такое требование установлено заказчиком. Но заказчики в коммерческих процедурах редко требуют этот документ от участников.

Одобрение крупной сделки в госзакупках

Все участники закупок проходят регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). При регистрации Решение прикладывается к заявлению. Но между ЕИС и площадками (ЭТП) случаются сбои в работе, поэтому рекомендуется дублировать решение во второй части заявки.

До 2021 г. все участники аккредитовывались отдельно на каждой ЭТП. Площадки самостоятельно проверяли подаваемую документацию. Если Решение было составлено с ошибками, то заявление отклонялось, а участник исправлял указанную оператором ЭТП ошибку и подавал заявку на аккредитацию повторно.

В 2021 г. участники должны были пройти регистрацию в ЕИС, после чего производилась автоматическая авторизация на всех ЭТП. Если в Решении допущена ошибка то это выяснится не на этапе регистрации в ЕИС, а когда заявку отклонят по итогам рассмотрения 2-й части заявки. Поэтому к подготовке всех документов следует отнестись очень серьезно.

Как подготовить решение об одобрении крупной сделки?

Решение об одобрении крупной сделки не имеет типовой формы. Поставщик может разработать бланк самостоятельно, но необходимо обязательно указать следующую информацию (ч.3 ст.46 14-ФЗ):

  • лицо, являющееся стороной сделки и выгодоприобретателем;
  • максимальный денежный лимит сделки;
  • предмет сделки;
  • иные существенные условия.

Выгодоприобретатель не указывается:

— если контракт заключается по итогам торгов;

— если при формировании документа его нельзя определить.

Такое согласие учредителей заверяется нотариально, либо способами, утвержденными ст. 67.1 ГК РФ.

Решение об одобрении крупной сделки составляется от имени учредителей. В тексте указывается информация о времени, месте и участниках собрания, результатах ания по разделам повестки дня (ч.4 ст.181.2 ГК РФ). Вносятся данные о лицах, подсчитывавших голоса, и об участниках, авших против одобрения соглашения (по их личному требованию).

Правила подготовки Решения

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается собранием участников общества. Если общество — это единственный участник,  то Решение он принимает единолично.

  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям ст. 181.2 Гражданского Кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством.

    Есть два пути утверждения протокола:  нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 ст.181.2 Гражданского Кодекса РФ.

В Решении должна быть формулировка: «В соответствии с частью 3 статьи 67.

1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

  1. К каждой отдельной сделке должна применяться своя сумма, а не ко всем сделкам организации.

Можно использовать следующую корректную формулировку: «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

  1. В Решении обязательно должен быть срок его действия. Если его нет, то документы будут действительны в течение одного года. Об этом следует помнить, т.к. заказчики часто отклоняют заявку на этом основании.
  2. Сумма в Решении указывается цифрами и прописью, желательно с запасом, чтобы не переделывать документ каждый раз.
  3. В 2021 г. все закупки по 44-ФЗ приобрели электронную форму, поэтому следует добавить в Решение все закупки, а не только электронные аукционы.

Чтобы специально сформированная комиссия рассмотрела вопрос об одобрении  необходимо подготовить заявку со следующими сведениями (форму заявки утверждает представитель организации):

  1. Предмет, цель, вид и сумма (обязательны все пункты).
  2. Планируемая дата заключения одной или нескольких связанных между собой сделок.
  3. Сроки выполнения обязательств по контракту или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования и сопутствующие расходы по проведению работ.
  5. Обеспечение, если таковое условие прописано в контракте.
  6. Список объектов имущества, которые будут внесены в качестве залога. Указывается балансовая стоимость этого имущества на отчетную дату.
  7. Алгоритм выбора контрагента или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам.
  8. Наименование и реквизиты контрагента, который указывается в заявке на основании сведений о проведенном анализе рынка.
  9. Прочие требования по контракту, если они в нем указаны.
  10. Полный объем кредиторской и дебиторской задолженности на момент составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и другим платежам в бюджет.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетной организации на последнюю отчетную дату.

Заявка должна подписывается руководителем бюджетного учреждения, а также главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом. На готовом документе ставится гербовая печать организации.

Вместе с заявкой учреждение предоставляет следующие сопроводительные бумаги:

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного по результатам мониторинга рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3-х месяцев с даты утверждения отчета).

Все полученные документы рассматриваются комиссией в течение 30 дней. Комиссия может запросить дополнительные сведения и обоснования для подтверждения обстоятельств и условий.

Важный момент! Руководитель учреждения несет ответственность за проведение крупной сделки с нарушением порядка, утвержденного для подведомственных ему учреждений. На основании таких нарушений сделка может быть признана недействительной.

Например, организация заключила договор на поставку техники на сумму 10 млн. руб. а балансовая стоимость активов —  20 млн. руб., то учредитель вправе признать договор недействительным.

То есть мы видим, что учреждение может самостоятельно признать сделку недействительной в данном случае.

Согласно действующему законодательству, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, денежные средства и имущество, переданные при выполнении обязательств.

На что стоит обратить внимание?

  1. В настоящее время Решение об одобрении или о совершении крупной сделки требуется в составе заявок на участие в конкурсах, закрытом аукционе и электронном аукционе.
  2. Решение прикладывается к заявлению при регистрации в ЕИС. Однако учитывая возможные сбои по передаче информации между ЕИС и площадками, рекомендуем дополнительно прикладывать это Решение в составе второй части заявки.
  3. Одобрение крупных сделок происходит согласно законодательству РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.), а также по правилам, указанным в Уставе участника. В иных случаях этим занимается лицо, уполномоченное на получение аккредитации в ЕИС. В ООО одобрением занимается общее собрание, либо совет директоров.
  1. В Постановлении Пленума Верховного суда №27 от 26.06.2021 г. рассматриваются ключевые споры по факту одобрения крупных сделок и соглашений, в соглашении которых стороны проявили заинтересованность.

Источник: https://azbukatenderov.ru/praktika-zakupok/reshenie-ob-odobrenii-krupnoj-sdelki.html

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

Статья актуальна на 23 августа 2021

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2021 году.

иллюстратор — Дарья Привалова 

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.  

В обычной деятельности Решение не требуется: 

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ). 
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе. 

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих  — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.  

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. 

Подготовка документа

До 2021 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

https://www.youtube.com/watch?v=8VcxJA3RnL0\u0026list=PLbTeKFXOqVUHhqnzhuR43Ytg5A57bagIv

В течение 2021 года все участники госзакупок должны пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.

Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения 

Назовем шесть правил: 

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника,  он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола:  заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ. 
      В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
      Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2021 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
      Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2021 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы. 

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1256-reshenie-ob-odobrenii-krypnoi-sdelki

И. С. ШиткинаЭкстраординарные сделки, совершаемые хозяйственными обществами

Определение стоимости имущества являющегося предметом крупной сделки

Законом от 3 июля 2021 г.

№ 343-ФЗ в законы о хозяйственных обществах внесена важная детализирующая поправка в части определения стоимости имущества для квалификации сделки как крупной: в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин – балансовая стоимость такого имущества либо цена его отчуждения.

Такой подход законодателя стоит приветствовать, поскольку стоимость балансовых активов хозяйственных обществ, как правило, занижена в связи с отсутствием переоценки и тем самым создавалась опасность схоластичного выявления крупных сделок.

Надо отметить, что новое законодательное решение ранее уже применялось судами. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г.

№ 13051/07 применительно к продаже находящихся во владении акций было указано, что «балансовую стоимость активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки следует сопоставлять со стоимостью (ценой) всех акций, подлежащих продаже, как она указана в договоре, исходя из того, что на основании этого договора обществом не только отчуждаются акции, но и приобретается имущество в виде соответствующей денежной суммы, которая должна быть ему уплачена покупателем».

В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества, как и ранее, сопоставляется цена приобретения такого имущества.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества (п. 1.1 ст. 78 Закона об АО, п. 2 ст. 46 Закона об ООО).

То есть применительно к передаче имущества в аренду не предусмотрена альтернатива в определении цены сделки, а ведь суммарная арендная плата по договору аренды может оказаться выше, чем балансовая стоимость передаваемого актива.

https://www.youtube.com/watch?v=dCPOTWjtMzA\u0026list=PLbTeKFXOqVUHhqnzhuR43Ytg5A57bagIv

В случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, в соответствии с гл. XI.1 Закона об АО, с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам в соответствии с гл. XI.1 Закона об АО (абз. 3 п. 1.1 ст. 78 Закона об АО, абз. 3 п. 2 ст. 46 Закона об ООО).

Стоимость имущества по сделке «следует определять исходя из стоимости приобретаемого или отчуждаемого имущества (передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал и т. п.

) без учета дополнительных начислений (например, неустоек, штрафов, пеней), требования об уплате которых могут быть предъявлены к соответствующей стороне в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, за исключением случаев, когда будет установлено, что сделка изначально заключалась с целью ее неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом» (подп. 2 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ № 28). Применительно к кредитному договору цена сделки определяется как сумма основного долга и процентов за пользование, без учета процентов за просрочку возврата кредита (п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. № 62)).

Стоимость имущества, являющегося предметом сделки, определяется на последнюю отчетную дату. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Как разъяснил ВАС РФ, если уставом организации предусмотрена обязанность сдавать промежуточную, например ежемесячную, отчетность, сведения об активах АО (имуществе ООО) определяются по данным такой промежуточной бухгалтерской отчетности (подп. 3 п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ № 28).

При расчете балансовой стоимости активов общества для определения «крупности» сделки необходимо руководствоваться бухгалтерским балансом, представленным в налоговый орган, даже если имеются более поздние промежуточные балансы, составление которых необязательно для общества в силу закона или устава[38]. Бухгалтерский баланс общества без отметки налогового органа не является надлежащим доказательством стоимости активов для целей определения «крупности» сделки[39].

При отсутствии в обществе бухгалтерского баланса бремя доказывания того обстоятельства, что совершенная АО сделка не является крупной, возлагается на общество[40].

Если данные бухгалтерской отчетности отсутствуют, для квалификации сделки в качестве крупной стоимость отчуждаемого имущества и ее соотношение с балансовой стоимостью активов общества могут определяться на основании бухгалтерской экспертизы[41].

2.7. Порядок определения рыночной стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки

Определение стоимости имущества, являющегося предметом крупной сделки, совершаемой АО, осуществляется советом директоров.

В случае, если количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки, а в публичном обществе количество директоров, не заинтересованных в совершении сделки и отвечающих требованиям, установленным п. 3 ст.

83 Закона об АО[42], составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров общества, в уставе общества может быть предусмотрено, что цена (денежная оценка) имущества подлежит определению решением общего собрания акционеров (абз. 5 п. 1 ст. 77 Закона об АО).

В ООО определение стоимости имущества, являющегося предметом совершаемой им крупной сделки, осуществляется общим собранием участников, если вопрос о согласовании крупных сделок размером от 25 до 50 % балансовых активов общества не передан для согласования совету директоров.

Цена (денежная оценка) имущества, являющегося предметом крупной сделки, определяется исходя из его рыночной стоимости. Привлечение независимого оценщика при этом не является обязательным и отдается на усмотрение самому обществу[43], за исключением случаев, определенных законом, когда привлечение независимого оценщика необходимо.

Так, оценщик должен быть привлечен для оценки акций совершающего крупную сделку общества, если стоимость имущества, являющегося ее предметом, превышает 50 % балансовой стоимости активов акционерного общества, поскольку у акционеров в этом случае возникает право требовать выкупа акций и в соответствии с положениями закона должна быть определена рыночная стоимость таких акций (ст. 75 Закона об АО, п. 3 ст. 79 Закона об АО).

2.8. Обстоятельства, исключающие применение правил совершения крупных сделок, установленных законом

В законодательстве предусмотрены обстоятельства, исключающие применение режима, установленного для крупных сделок. Так, применительно к АО правила об одобрении крупных сделок не применяются:

1) к обществам, в которых 100 % голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа[44];

2) к сделкам, связанным с размещением либо оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества[45];

3) к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;

4) к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством РФ, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров[46];

5) к сделкам по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, заключенным на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества;

6) к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные для согласования крупных сделок, и получено согласие на его заключение в порядке, установленном законом.

Анализ оснований освобождения от применения режима одобрения крупных сделок показывает разумность позиции законодателя, который избегает сложных процедур согласования в случаях, когда отсутствует возможность нарушить баланс интересов участников корпоративных отношений (например, п.

1, 2 и 6 вышеизложенных оснований), или уже при наличии в законодательстве иной усложненной корпоративной процедуры, связанной с согласованием соответствующей сделки (например, п.

3), или при необходимости совершения сделки на заранее определенных условиях в соответствии с требованиями закона (например, п. 4 и 5).

Применительно к ООО помимо исключений, установленных для АО (за исключением п.

2 вышеизложенных оснований), также предусмотрено следующее изъятие из правил о согласовании крупных сделок, обусловленное спецификой этой организационно-правовой формы.

Правила о согласовании крупных сделок не применяются в ООО к отношениям, возникающим при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных Законом об ООО (п. 7 ст. 46 Закона об ООО).

2.9. Порядок принятия решения о согласовании (одобрении) крупной сделки

По мнению А.В.

Габова, «специальный порядок одобрения/согласия/согласования некоторых сделок акционерного общества – это совокупность условий, устанавливаемых законом и/или органами управления акционерного общества… без соблюдения которых сделка не может быть совершена и при нарушении которых сделка… может быть признана недействительной по иску заинтересованного лица (как правило, круг таких лиц специально указывается в законе)[47]».

В корпоративном законодательстве установлено, что крупные сделки подлежат предварительному согласованию или последующему одобрению органами управления хозяйственного общества, осуществляющими контроль за деятельностью исполнительных органов, – советом директоров либо общим собранием участников.

Сущностной новеллой, внесенной в Закон об АО Законом от 3 июля 2021 г. № 343-ФЗ, является положение, что совет директоров общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки.

Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.

При отсутствии в обществе совета директоров заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.

Таким образом, применительно к тем АО, где владение в значительной степени отделено от управления, законодатель устанавливает обязанность совета директоров представить акционерам заключение о последствиях совершенной сделки и оценить ее целесообразность. Такое регулирование стоит поддержать, особенно с учетом новых подходов к определению «крупности» сделки и оценочного характера таких критериев ее квалификации, как изменение масштаба деятельности общества.

Открытым остался только вопрос о правовых последствиях непредставления советом директоров подобного заключения или представления заключения об отрицательных последствиях для общества совершения соответствующей сделки либо о нецелесообразности ее совершения. Может ли общее собрание акционеров в этом случае согласовать сделку? Закон об этом умалчивает.

Представляется, что такое согласование собранием акционеров в принципе возможно, во-первых, в силу того, что собрание является высшим органом общества, сообществом владельцев акций, в интересах которого акционерное общество создано; во-вторых, в силу отсутствия законодательного запрета, подобного запрету для собрания акционеров объявлять дивиденд больше рекомендованного советом директоров (п. 4 ст. 42 Закона об АО).

38. Постановления ФАС Московского округа от 16 июля 2014 г. № Ф05-7320/2014 по делу № А40-136109/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 г. № 09АП-8697/2014-ГК по делу № А40-136109/2013.

39. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 г. № 09АП-8697/2014-ГК по делу № А40-136109/2013.

40. Постановление ФАС Поволжского округа от 22 января 2013 г. по делу № А12-23806/2010.

41. Там же.

42. О требованиях к директорам публичного общества см. ниже.

43. Определение ВАС РФ от 16 октября 2008 г. № 13120/08 по делу № А-19-18419/07-53.

44. Заметим, что редакция этой нормы приведена в соответствие с возможной моделью «множественности» единоличного исполнительного органа. Если у общества два директора, то указанное освобождение не применяется к такому обществу.

45. Исключение составляют сделки, предметом которых являются условия об определении и выплате вознаграждения лицу (лицам), оказывающему услуги, предусмотренные данным пунктом.

46. Собственно новеллой, внесенной в этот пункт Законом от 3 июля 2021 г. № 343-ФЗ, является возможность освободить от режима согласования крупных сделок публичные договоры, заключаемые на не отличающихся условиях.

47. Габов А.В. Проблемы и перспективы правового регулирования сделок акционерного общества, требующих особого порядка их совершения // Цивилист. 2007. № 1.

Источник: https://fictionbook.ru/author/i_s_shitkina/yekstraordinarnyie_sdelki_sovershaemyie_/read_online.html?page=5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.